О Концепции комплексного

социально-экономического

развития  города Тольятти

 

 

 

Рассмотрев представленный мэрией проект Концепции комплексного социально-экономического развития города Тольятти, городская Дума

 

р е ш и л а:

 

1. Утвердить Концепцию комплексного социально-экономического развития города Тольятти (Приложение № 1).

 

2. Предложить мэрии (г-н Жилкин С.Ф.) продолжить работу по стратегическому планированию.

 

 

Мэр города                                                                             С.Ф.Жилкин

 

 

Председатель Думы                                                                         А.Н.Дроботов


 

 

Приложение № 1

к решению городской Думы

№ __________ от 7.04.99г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КОНЦЕПЦИЯ

 

комплексного

социально-экономического

развития г.ТОЛЬЯТТИ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


ВВЕДЕНИЕ

В последние годы в нашей стране повысился интерес к стратегическому планированию муниципальных территориальных образований как средству объединения усилий органов власти, частного и общественного секторов, всего населения для достижения определенных совместно выработанных целей. Отражением этих процессов явилась разработка проекта Концепции комплексного социально-экономического развития города Тольятти.

Расширение прав органов местного самоуправления предусматривает усиление ответственности местных властей в долгосрочной перспективе за судьбу города, качество жизни населения, сохранение и развитие производства. В этой связи помимо решения текущих проблем все более актуальной становится задача выбора стратегических ориентиров социально-экономического развития города, направлений и механизмов их реализации. Такой выбор возможно осуществить на основе анализа имеющегося потенциала и определения степени влияния внешних факторов.

 Необходимо проявить активность, опережающую события, мобилизовать местные ресурсы в единый организационный комплекс для того, чтобы обеспечить достижение главной цели – высокого качества жизни населения города.

Разработка и реализация Концепции комплексного социально-экономического развития г. Тольятти позволяет сделать процесс управления более открытым и достичь общественной консолидации, повысить доверие к городу как месту жизни и инвестиций.

1. СТАРТОВЫЕ УСЛОВИЯ И ПРЕДПОСЫЛКИ РАЗВИТИЯ ГОРОДА

 

Сегодня Тольятти ¾ крупный промышленный центр  Среднего Поволжья.  В городе проживает 732,5 тысяч человек (22% населения Самарской области). Средний возраст населения 33 года. Доля трудовых ресурсов в численности горожан - 61,4%,  или 450 тысяч человек.

Уровень жизни в Тольятти выше среднего по России. Среднемесячная заработная плата составляет 1830 рублей. Показатель уровня  безработицы 3,33 процента, что значительно ниже российского.

 

Тольятти, благодаря развитой промышленности,  стал одним из ведущих центров деловой  жизни региона. В городе насчитывается 12226 единиц предприятий и организаций  всех отраслей экономики различных организационно-правовых форм. Удельный вес производства промышленных продуктов г. Тольятти в общем объеме РФ составляет 1,9%, а в общем объеме Самарской области – 55,5%.

В Тольятти более 30 научных и научно-исследовательских организаций. Действует 4 государственных и более двадцати филиалов иногородних вузов, в которых обучаются около 15 тысяч студентов, 13  среднеспециальных заведений, 99 общеобразовательных школ.

Медицинские услуги тольяттинцам оказываются в 12 больницах и 53 поликлиниках, а также домах отдыха, санаториях-профилакториях и детских оздоровительных лагерях.

 В Тольятти - драматический театр, театр кукол,  филармония, развитая библиотечная сеть, краеведческий музей, картинная галерея, кинотеатры, ДК.

 

Тольятти сыграл значительную роль в последней четверти 20-го века для экономического роста региона и страны в целом.

Однако, в новых условиях хозяйствования и развития местного самоуправления у города  не было выработано экономического плана  будущего.

 

Для выработки концепции  социально-экономического развития необходимо оценить стартовые условия г. Тольятти, которые определяются значительным числом факторов,  оказывающих разнонаправленное влияние на перспективу развития города.

 

 

 

Таблица 1

 

Оценка стартовых условий для   определения   перспектив   социально-экономического развития города

 

Факторы

Влияние фактора на социально-экономическое развитие города

 

Позитивные

Негативные

1. Качество жизни населения

 

 

·       Характеристики рождаемости и смертности

Стабилизация уровня смертнос­ти. Уменьшение показателя смертнос­ти по сравнению со средним по РФ

Сокращение уровня рождаемости  (с 1994 по 1998 г.г. на 2 чел./1000 жителей).

·       Заболеваемость населения

 

Высокая заболеваемость. Онкозаболеваемость в 4 раза пре­вышает среднероссийский уровень.

 

 

Общая заболеваемость детей в два раза выше по сравнению со сред­ней по России и в 1,5 раза выше средней по Самарской области.

·       Уровень медицинского обслуживания, в т.ч. обеспечения лекарствами и медикаментами

Стабильный уровень (в дина­мике последних лет), соответствие стан­дартам обеспеченности населения врачами, поликлиническими учре­ждениями и т.д.

Рост объемов явных и скрытых платных медицинских услуг.

Физический и моральный износ материально-технической базы учреждений здравоохранения.

Рост заболеваемости социально обусловленными инфекциями.

·       Обеспеченность про­дуктами питания, в т.ч. калорийность и потребле­ние белков (на душу в сутки)

Высокий уровень обеспечен­ности продуктами питания, увеличение реализации основ­ных продуктов в среднем на 1 жителя за период 1995-97 гг.

Наличие больших групп горожан, которым недоступно нормальное потребление.

Снижение степени охвата контролем за качеством реализуемых продуктов питания.

·       Доступность физиче­ской культуры, возможность для рекреации и полноценного досуга

Наличие возможностей для занятий физкультурой и спортом.

Износ материальной базы объ-ектов физкультуры  и спорта.

Недостаточное финансиро-вание спортивных объектов, передаваемых в муници-пальную собственность.

Бесхозность плоскостных спортивных сооружений.

·      

продолжение табл.11

 
Обеспеченность жильем

Уровень жилищной обеспеченно­сти соответствует средним обще­российским показателям;   большая часть жителей проживает в жилищном фонде современной постройки со сроком службы до 20-30 лет.

Около 20% населения города нуж­дается в улучшении жилищных условий.

Объемы жилищного строительства крайне недостаточны для решения жилищной проблемы.

Недостаточные объемы строительства муниципального жилья.

·       Реальные располагаемые денежные доходы населения

Рост доходов на душу населе­ния за 1995-98 гг. в     2 раза. Общий уровень выше, чем в Самарской области и РФ в целом.

Рост цен на потребительские товары и услуги, задержки выплаты заработной платы. В 1998 году - падение реальных доходов населения.

·       Распределение населения по источникам доходов

Преобладание в структуре доходов заработной платы.

Наличие населения, имеющего "теневые" источники доходов.

·       Степень дифференциации населения по уровню доходов

 

Высокий уровень расслоения общества.

·       Потребление непродовольст-венных товаров

Рост в динамике 1995-97 гг. Сравнительно высокий уровень накоплений населения.

Существенная дифференциация потребления непродовольственных товаров различными слоями населения.

Рост цен на непродовольственные товары.

·       Обеспеченность населения объектами культуры, искусства, просвещения

Увеличение сети образовательных учреждений

Качественное улучшение содержания образования.

Ухудшение состояния материаль­но-технической базы отраслей социально-культурной сферы.

Увеличение платных услуг в социально-культурной сфере.

Перепрофилирование учреждений культуры.

·       Обеспеченность населения бытовыми услугами

 

Рост платы за оказываемые услуги, что не "по карману" многим слоям горожан. Недостаточная обеспечен-ность населения отдельными видами бытовых услуг.

·       Обеспечение населения жилищно-коммунальными услугами

в том числе:

Население города в целом обеспечено основными видами жилищно-коммунального обслуживания.

 

Действующий механизм хо-зяйствования в ЖКХ требует совершенствования в связи с изменившимися социально-экономическими условиями.

-

Продолжение табл.1

 

продолжение табл.11

 
 содержание жилищного фонда

Невысокая степень износа основной части жилищного фонда.

Действующая система технического обслуживания и ремонта фонда не обеспечивает надлежащего содержания жилья; имеет место

Продолжение табл.1

 
значительный недоремонт зданий; техническое состояние жилищного фонда ухудшается.

- водоснабжение и канализация

Уровень обеспеченности фонда города централизованным водопроводом и канализацией составляет почти 100%.

Уровень очистки сточных  вод составляет 92%

Качество и количество хозяйственно-питьевой во­ды  соответствует нормам  и потребностям населения.

Длительный срок эксплуатации значительной части водопроводных и канализационных сетей.

 

Недостаточная сеть ливневой канализации.

- коммунальная энергетика

Население города почти полностью обеспечено центральным отоплением и горячим водоснабжением.

Низкая эффективность деятельности энергетических систем, имеют место потери ресурсов, не упорядочена та­рифная политика.

- гостиничное хозяйство

Рост числа гостиниц и увеличение числа мест в гостиницах.

Недостаточный уровень большинст­ва гостиниц и предоставляемых ус­луг, низкая заполняемость гостиниц.

- благоустройство территорий

а) дорожное хозяйство

Имеется развитая дорожно-транспортная сеть в городе.

11–12 % дорог нуждаются в капремонте.

Интенсивность движения транспорта между районами превышает пропускную способность дорожной сети.

б) санитарная очистка

Функционирует система уличной уборки и вывоза твердых бытовых и промышленных отходов.

В 1997 году введена первая очередь мусороперерабатывающего завода.

Санитарное состояние города ухудшается: свалки растут, а утилизация и переработка отходов явно недостаточны.

Существующая система сбора ТБО неэффективна.

в) зеленое хозяйство

В черте города имеется лесопарковая зона.

Значительная часть площади города используется под зеленые насаждения (11786 га).

Общая обеспеченность населения города зелеными насаждениями составляет 60% от установленного норматива, а зеленых насаждений общего пользования лишь 1/3 от нормативного уровня.

Продолжение табл.1

 
- городской пассажирский транспорт

Транспортный комплекс города  в целом 

продолжение табл.11

 
 справляется с требуемыми объемами пере­возок.

 

 

Значительная часть подвижного состава нуждается в капитальном ремонте или замене (>1/3 троллейбусов и >1/2 автобусов).

·       Занятость населения, в т.ч. уровень застойной безработицы

Низкий уровень незанятости населения (доля зарегистрированных безработных в 1998 г. составила 3,33 % в численности экономически активного населения против 12,4% в целом по РФ).

 

Высокие темпы роста безработицы (за 1995-98 г.г. увеличение в 2,8 раза).

Рост застойной безработицы среди женщин и молодежи. Наличие фактора скрытой безработицы.

·       Безопасность и общественный порядок (состояние преступности, оценка безопас-ности и работы правоохранитель-ных органов)

Увеличение раскрываемости преступлений (за период 1995-98 г.г. с 63,9 до 83,9%).

Низкая эффективность профилактики право-нарушений, увеличение преступности среди несовершенно­летних; увеличение числа рецидивных преступлений;  масштабов эконо­мических преступлений (с 1995 по 1998 г. в 2,5 раза).

2. Экологическая ситуация

 

 

·       Атмосферный воздух

Наблюдается тенденция общего снижения валовых выбросов в атмосферу.

 Увеличиваются объемы выбросов автотранспорта, растут  выбросы вредных веществ на единицу готовой продукции.

·       Водная среда

Наблюдается тенденция снижения объемов  стоков.

Низкое качество очищенных стоков.

·       Электромагнит-ное загрязнение

В городе проводился мониторинг электромагнитной обстановки.

 

·       Радиоактивное загрязнение

На территории города нет радиационно-опасных объектов.

 

·       Шумовое загрязнение

В городе осуществлялся мониторинг шумовой обстановки.

В ряде случаев наблюдается значительные превышения уровня шума над нормативными значениями.

продолжение табл. 11

 
3. Ресурсный потенциал

3.1. Экономико-географический потенциал

 

 

·      

Продолжение табл.1

 
Географическое положение

"Центральное положение" – соседство с экономически развитыми регионами, выступающими крупными потребителями продукции города и поставщиками сырья, комплектующих и материалов.

 

·       Транспортное положение

Благоприятное положение для развития водного и автомобильного транспорта.

Значительный перерыв в навигации по Волге и водохранилищу.

Удаленность аэропорта.

Тупиковая железнодорожная ветвь.

·       Близость к продоволь

ственным, сырьевым и ресурсным базам

Размещение непосредственно в многоотраслевом индустриально-аграрном регионе.

Зона рискованного земледелия

·       Рекреационные ресурсы

Наличие побережья водохранилища и зеленых массивов в городе и пригородной зоне; рекреационная привлекательность Жигулевских гор.

Подтопление водами водохранилища прибрежных частей города и Ставропольского района. Недостаточная устроенность рекреационных зон.

·       Возможность размещения новых объектов:

- жилья

Наличие селитебных территорий, пригодных для жилой застройки; возможность жилищного  строительства в пригород­ной зоне; наличие "узловой" технической инфраструктуры

Отсутствие  опережающего развития инженерной инфраструктуры для  строительства  жилья.

-  производства

Возможность производственного строительства в пригородной зоне, в пределах промышленного узла.

Наличие ограничений для разме­щения новых производств.

3.2 Природно-ресурсный потенциал

 

 

·       Количество и качество запасов ресурсов

Достаточные  рес­урсы водоснабжения, песчано-камнещебеночных мате­риалов, значитель­ные нефтегазовые ресурсы в регионе.

 

Отсутствие близрас-положенных ресурсов ряда видов сырья для химической промышленности, а также гравийных материалов для строительства.

·       Земельный потенциал

Наличие внутрирайонных свободных территорий.

Промышленная застройка занимает 17% городской территории.

·       Потенциал использования лесных ресурсов

Сохранившиеся городские леса (8475 га) составляют 3/4 былого лесного массива на незатопляемой территории.

 

Средний текущий отпад  вдвое превышает нормальный.

Продолжение табл.1

 
3.3. Демографический потенциал

 

 

·       Характеристика динамики населения

Позитивная динамика роста численности населения.

Снижение темпов естественного прироста  (в 1995г.- «0,2»; 1997 г. – «0»).

·       Миграционные процессы

Положительное сальдо миграции.

Отрицательная динамика по показателю сальдо миграции.

 

4. Потенциал социаль­но-экономического развития города

Продолжение табл.1

 

 

4.1. Трудовой потенциал

Значительная численность квалифицированных трудовых ресурсов, имеющая тенденцию к росту, высокая занятость.

 

Концентрация трудового потенциала преимущественно в материальном производстве в ущерб непроизводственной сфере.

4.2. Производствен-ный потенциал

Основу производственного потен­циала города составляет промыш­ленный комплекс.

Относительно низка доля малого бизнеса в объеме продукции, выпускаемой в городе.

 

Отсутствие зависимости индуст­рии и экономики города от ВПК.

Значительная зависимость социаль­но-экономического развития города от деятельности одного предприятия.

 

 

Профилирующие отрасли в эконо­мике города (машиностроение и химическая промышленность) находятся в сфере региональных и национальных интересов.

 

Сильная зависимость профили­рующих отраслей экономики от федеральной поддержки.

 

Рост вновь введенных в эксплуатацию производственных мощностей.

Резкое снижение доли легкой  промышле

продолжение табл.11

 
нности в промышленном комплексе города.

 

 

Изношенность и низкий уровень использования основных фондов на профилирующих предприятиях.

 

 

 

Низ

Продолжение табл.1

 
кая инновационная активность предприятий.

 

Ведущая роль промышленного комплекса города в области как крупнейшего экспортера (более 50%).

Снижение конкурентоспособности продукции  промышленных предприятий  на мировом рынке.

Падение спроса на продукцию про­фильных отраслей промышленности города на российском рынке.

 

Наличие условий для реструктури­зации "неэффективных предприятий".

Вероятность дальнейшего усиления социальной напряженности.

4.3. Финансовый потенциал

Основу финансового потенциала составляет промышленный комп­лекс.

Обострение  финансового положения большей части предприятий.

 

 

 

Кредитная зависимость  большинства градообразующих предприятий.

 

Наличие в городе комплекса финансовых институтов (банков, финансовых компаний, страховых фирм и т.д.).

Неустойчивое положение ряда крупных КБ.

Отток финансовых ресурсов из города и из реального сектора экономики

 

Функционирование финансовых институтов, расположенных в городе, в системе рынка ценных бумаг Самарской области.

Отсутствие развитого рынка ценных бумаг в городе.

4.4. Инвестиционный потенциал

Высокий инвестиционный рейтинг Самарской области, на территории которой находится город.

Отсутствие продуманной общегородской инвестиционной политики и ее координатора.

 

Благоприятное для привлечения инвесторов географическое и транспортное положение города.

 

 

Наличие земельных ресурсов для рекреационного, селитебного и производственного использования.

Отсутствие функционального зонирования терри

продолжение табл.11

 
тории.

 

Достаточность (с учетом перспективы) необходимых для жизнеобеспечения населения города природных ресурсов.

 

 

Наличие на территории города крупных коммерческих банков.

Доля инвестиций КБ в экономику города не соответствует  потребности.

Продолжение табл.1

 

Наличие в городе одного из крупнейших автомобильных предприятий.

Низкая инвестиционная активность органов власти и внешних инвесторов.

 

Относительно высокий уровень доходов населения.

 

Низкая инвестиционная активность населения.

 

Наличие привлекательных инвестиционных промышленных объектов.

Низкий уровень бизнес-планирова­ния на промышленных предприятиях.

Недостаточный  уровень внедрения новых технологий.

Неустойчивое финансово-экономическое положение предприятий города.

Низкие темпы реконструкции материально-технической базы предприятий.

 

 

Относительно развитые инфраструктуры рынка  и жизнеобеспечения.

Неблагополучная криминогенная обстановка.

Низкая активность строительного комплекса.

 

5. Потенциал готов­ности к социально-экономическим пре­образованиям в городе

 

 

 

5.1.Социально-психологическая готовность населения к решению широкого круга проблем социального реформирования и развития города

Высокая социально-политическая активность горожан.

Снижение уровня удовлетворенности жизнью работников бюджетной сферы, пожилых людей.

Неудовлетворенность деятельностью властей всех уровней на фоне  финансово-экономического кризиса.

 

5.2. Потенциал готовности кадров муниципального управления к решению проблем социально-экономического реформирования и развития города

 

Наличие в городе Муниципального  центра   подготовки  кадров и вузов, осуществляющих подготовку кадров муниципальных служащих.

 

 

Падение реальных доходов муниципальных служащих.

 

Низкая мобильность кадров.

6. Управление городом

 

 

Продолжение табл.1

 
6.1. Правовое обеспече­ние деятельности органов ОМС

Создана минимально необходимая законодательная база на уровне субъекта РФ и города для деятельности органов ОМС и территориального общественного самоуправления.

Незавершенность процесса разделения  полномочий и предметов ведения между  федеральными, региональными  и муниципальными  органами  власти.

 

 

Недостаточное нормативно-правовое обеспечение управления  собственностью.

 

Не потеряна управляемость города как единого целого.

Отсутствует единая организационно-функциональная схема управления городом и отраслями городского хозяйства.

6.2. Организационная структура органов ОМС

Организационная структура мэрии в основном соответствует задачам и полномочиям, определенным законодательством и Уставом города.

Организационная структура мэрии носит функционально-отраслевой, а не функционально-проблемный характер.

Организационная структура мэрии не содержит полноценного "штабно­го блока", обеспечивающего целевое стратегическое управление.

6.3. Регламентация управления

Разработаны и утверждены доку­менты, регламентирующие деяте­льность районных администраций и территориального обществен­ного самоуправления.

Не четко  регламентирована система взаимодействия различных ветвей и уровней власти, действующих на территории.

 

 

Продолжение табл.1

 

 

Отсутствие регламентированных и налаженных коммуникационных  и функциональных  горизонтальных связей как внутри властных структур, так и между ними.

6.4. Механизм управления развитием города

Предпочтение программно-целевым методам управления.

Отсутствие четко выраженного целе­вого блока пр

продолжение табл.11

 
и определении перспектив развития города.

 

Стремление к научно обоснованному управлению.

Отсутствие четко выраженного систе­много подхода при принятии решений.

 

Создание системы информирования населения о действиях власти.

Отсутствие системы социально-экономического мониторинга города.

 

Использование в практике работы мэрии целевых и текущих опросов общественного мнения.

Отсутствие системы, обеспечивающей привлечение общественности и деловых кругов к решению проблем развития города.

 

Однако реальные возможности выбора в сфере экономики города во многом  ограничены и предопределены внешними по отношению к г. Тольятти факторами.

Внешние ограничения нельзя устранить посредством городской политики, но их надо прогнозировать и учитывать.

Предпосылки и ограничения развития г. Тольятти можно, с некоторой   условностью, отнести к следующим иерархическим уровням:

 

·       региональный (субъекта РФ);

·       межрегиональный;

·       федеральный;

·       международный.

 

 

Таблица 2

Предпосылки и ограничения развития г. Тольятти

 

Уровень

 

Предпосылки

Ограничения

 

Региональный

(субъекта РФ)

·         Становление нормативно-правовой и институ-циональной базы в отноше-ниях города и области.

·         Профилирующие отрасли являются существенной частью налогового потенциала  и отраслями специализации Самарской области

Продолжение табл.1

 
.

·         Относительно высокая экономическая, в частности инвестиционная  активность и привлекательность Самарской области.

·         Усиление  роли субъекта федерации и ограничение возможностей местного самоуправления.

·         Нестабильное финансирование областных программ.

 

Межрегиональный

·         Заинтересованность в нормальном развитии   АО «АвтоВАЗ», функционировании Волжской ГЭС.

·         Экономическое сотрудничество области с международными организациями и регионами в масштабных инвестиционных проектах.

 

·         Переориентация на закрытую модель экономики

·         Конкуренция со стороны отечественных предпринимателей, осуществляющих сборку автомобилей.

 

Федеральный

·         Снижение импорта автомобилей.

·         Заинтересованность в развитии АО «АвтоВАЗ».

·         Привлечение внешних кредитов.

·         Усиление роли Волжского водного пути.

·         Разбалансированность экономики и несовершенство правовой системы государств.

 

·         Усиление экономической преступности.

·         Рост теневой экономики.

·         Слияние государственных и крупных корпоративных интересов.

·         Тенденции к централизации финансовых средств федеральными органами власти.

·         Политическая нестабильность.

·         Нестабильное финансирование федеральных программ.

·         Неэффективная налоговая политика.

 

Международный

·         Тенденции развития мирового хозяйства и европейской политики, способствующие появлению «городов-предпринимателей».

·         Низкая конкурентоспособность города.

·         Отсутствие маркетинга города.

 

 

Таким образом, Тольятти имеет значительный стартовый потенциал, который позволяет ¾ при умелом и эффективном его использовании ¾ рассчитывать на достижение главной стратегической цели - высокого качества жизни населения города.

Задача преодоления имеющихся трудностей и решения текущих проблем во многом обеспечивается правильным выбором приоритетных направлений развития города и нахождением оптимальных мер  их реализации в условиях, когда проблем - много, а ресурсы - ограничены.

 

 

2.  ОБОСНОВАНИЕ  СТРАТЕГИЧЕСКОГО  ВЫБОРА  ГОРОДА

 

Главная стратегическая цель развития Тольятти на период до 2005 года и дальнейшую перспективу  ¾ улучшение качества жизни населения на основе:

·         устойчивого функционирования автомобильной и химической промышленности в соответствии с требованиями современного промышленного производства, которые заключаются в обеспечении благополучного состояния среды жизнедеятельности и внедрении современных технологий;

·         формирования условий для многостороннего развития экономики города и появления новых сфер приложения труда.

 

Сегодня в Тольятти практически реализуется моноотраслевая модель развития экономики города, что обусловливает опасность сверхконцентрации налоговых поступлений от предприятий профильных отраслей, зависимость судьбы города фактически от результатов деятельности одного предприятия ¾  АО «АвтоВАЗ».

Предпосылкой поиска новой траектории движения является потребность в более эффективном и устойчивом, по сравнению с существующим,  варианте развития.

При этом, автомобилестроение  сохранится в качестве  ведущей отрасли специализации города.

Химический комплекс города также остается в перспективе в числе профильных отраслей его хозяйства. При  этом развитие отрасли должно осуществляться на основе коренной реконструкции, модернизации и реструктуризации химических предприятий.

Сильнейшая зависимость бюджета города от результатов деятельности предприятий "ведущих" отраслей заставляют искать дополнительные полюса экономического роста.

В перспективе необходимо сосредоточить усилия на структурных преобразованиях в экономике города, приводящих к росту доли услуг непроизводственного сектора, развитию легкой и пищевой промышленности, финансового обслуживания, информации и связи, развитию сферы туризма с соответствующей инфраструктурой.

По мере стабилизации экономики произойдет оживление сферы образования и культуры, дальнейшее развитие получит город как один из крупных спортивных центров Поволжья.

Стратегический выбор г. Тольятти приведен в Декларации представителей органов местного самоуправления, предприятий, организаций, учреждений, общественных объединений  «О стратегическом  выборе г. Тольятти».

 

 3. Основные  ПРИОРИТЕТНЫЕ  НАПРАВЛЕНИЯ

  социально-экономического развития города

И меры по ИХ  РЕАЛИЗАЦИИ

 

   На поддержку перспективных изменений, связанных с реализацией главной стратегической цели развития Тольятти, направлены основные стратегические ориентиры социально-экономического  развития города и механизм их реализации, представленные в таблице 3.


Таблица 3

 

Основные  направления  социально-экономического

развития  города

 

 

Стратегические ориентиры

 

 

Направления

 

Механизм реализации

 

экономическая  политика

 

1.  Реформирование экономических отношений с целью создания условий для эффективной хозяйственной деятельности, формирование конкурентной среды на рынках товаров, труда, капитала.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Структурная перестройка городской экономики, ориентированная на последовательное превращение Тольятти в многофункциональный город с различными отраслями специализации.

 

1.1. Стимулирование развития реального сектора экономики

1.2. Налаживание взаимовыгодных связей между предприятиями, действующими на территории города, и органами местного самоуправления.

1.3. Повышение эффективности деятельности муниципальных предприятий.

1.4. Повышение эффективности использования муниципальной собственности.

1.5. Расширение рынка потребительских товаров и услуг; повышение степени ценовой и территориальной доступности товаров и услуг.

1.6. Защита прав потребителей на потребительском рынке товаров и услуг.

1.7. Повышение стимулирующей роли местных налогов.

1.8. Формирование эффективной конкурентной среды на потребительском рынке.

1.9. Активизация деятельности по борьбе с городской теневой экономикой, защита субъектов хозяйствования от влияния криминогенных элементов.

1.10. Способствование благоприятному изменению федерального законодательства и законодательства субъекта РФ.

2.1.     Поддержка предприятий лёгкой и пищевой промышленности.

2.2.     Развитие сферы услуг, связи.

2.3.     Развитие туристического бизнеса.

·         Совершенствовать формы взаимодействия ОМС с промышленными предприятиями.

·    Усилить муниципальный контроль за деятельностью хозяйственных структур, работающих в системе муниципального заказа.

·     Усилить контроль за качеством товаров, реализуемых в городе.

·         Осуществлять городскую поддержку социально-значимых видов торговых и  бытовых услуг.

·         Формировать информационно-аналитические системы потребительского рынка.

· Разрабатывать предложения по внесению изменений и дополнений в законодательство РФ и субъекта РФ, способствующих развитию муниципального образования.

·         Осуществлять лоббирование изменений в налоговой системе с целью ее совершенствования и удовлетворения интересов производителей и местного самоуправления.

·         Совершенствовать систему управления собственностью города.

·         Отслеживать деятельность банков, действующих на территории города.

 

·         Разработать и реализовать программу развития туризма.

·   Содействовать  созданию предприятий сферы быта и услуг.

 

 

 

2.4.     Активизация и поддержка предпринимательства в интересах комплексного социально-экономического развития города с учетом принятых стратегических ориентиров и приоритетов.

 

·   Реализовать проект логистической системы.

 

3. Стимулирование научно-инновационной деятельности, использования современных технологий.

3.1. Использование научно-технического потенциала города.

·     Разработать систему мер поддержки инновационной деятельности предприятий.

·         Способствовать процессам реконструкции, модернизации и реструктуризации предприятий химической промышленности.

 




 

ФИНАНСОВАЯ И ИНВЕСТИЦИОННАЯ  ПОЛИТИКА

 

1.  Бюджетное обеспечение исполнительско-распорядительных функций ОМСУ.

 

1.1.  Создание открытой для населения системы исполнения бюджета.

1.2.  Создание системы по разграничению расходных полномочий между бюджетом субъекта федерации и местным бюджетом в соответствии с предметами ведения и полномочиями.

1.3.  Увеличение доходной части бюджета, рационализация расходов бюджета.

 

·         Перейти к казначейской системе исполнения бюджета.

·         Создать муниципальную налоговую инспекцию.

·         Координировать работу местных органов власти, налоговой инспекции и казначейства по увеличению собираемости налоговых платежей.

·         Упорядочить (сократить) представление льгот отдельным категориям предприятий и граждан.

·         Привлечь в бюджет неналоговые поступления целевого характера.

·         Повысить эффективность использования временно свободных бюджетных средств.

·         Совершенствовать систему взимания арендной платы за землю.

·         Первоочередное финансирование жизнеобеспечивающих расходов, выделение экономических приоритетов.

·         Оптимизировать соотношение текущих расходов и бюджета развития.

·         Конкурсно распределять городские заказы и ресурсы.

·         Формировать бюджет текущих расходов на основе нормативов.

·         Постепенный переход от отраслевого дотирования к адресной поддержке социально незащищенных  слоев населения.

 

 

2.     Повышение роли инвестиций в  социально-экономическом развитии города с учетом принятых приоритетов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Создание системы управления инвестиционной деятельностью.

 

2.1. Создание условий  для:

·         инвестиций в сферу жизнеобеспечения города и непроизводственную сферу;

·         инвестиций на развитие научно-инновационной деятельности;

·         инвестиций, направленных на развитие агропроизводств;

·         инвестиций в производство новых строительных материалов;

·         инвестиций в индустрию развлечений, отдыха, различных видов спорта;

·         инвестиций в сферу производства, в том числе в производство потребительских товаров и услуг;

·         стимулирования конкурентоспособных на внутреннем и внешнем рынках производств;

·         инвестиций в энергосберегающие, экологически чистые, безотходные технологии и технологии с использованием новых видов энергии;

 

2.2. Создать ограничения привлечению инвестиций в реализацию инвестиционных проектов  в

·          экологически вредные производства;

·         производство  промышленной продукции и продовольствия, приносящих ущерб здоровью и жизни населения;

·         сферы жизнедеятельности, неэффективно использующие дефицитные и невозобновляемые ресурсы;

·         перенасыщенные ресурсами отрасли.

2.3. Создать эффективные  механизмы привлечения  средств населения для реализации инвестиционных проектов.

 

 

 

 

3.1. Создание Совета по привлечению инвестиций.

·         Разработать систему правовых и финансовых гарантий инвесторам.

·         Содействовать созданию страховых и инвестиционных пулов, консорциумов инвесторов, инновационных страховых компаний регионального уровня.

·         Содействовать созданию инфраструктуры рынка инноваций – сети посреднических и колсалтинговых фирм, технопарков, инкубаторов малых инновационных венчурных фирм, страховых и перестраховочных компаний, научно-технических центров, лизинговых фирм.

·         Разработать и принять городские нормативно-правовые акты для стимулирования притока  инвестиций в муниципальное хозяйство города.

·         Обеспечить участие города в федеральных и региональных отраслевых инвестиционных программах.

·         Непрерывно осуществлять мониторинг инвестиционной деятельности для управления инвестиционным  процессом.

·         Постоянно формировать портфель инвестиционных проектов и банка данных прошлых, настоящих и будущих участников инвестиционного процесса.

 

политика В  области  градостроительства

 

1.  Обеспечение  социальной ориентации в градостроительной деятельности на территории города.

 

1.        Сохранение и улучшение уровня обеспеченности населения жильем, устойчивое развитие жилой застройки.

 

 

2.        Реализация  генерального плана города. Совершенствование производственно-расселенческой системы в рамках Тольяттинского промузла.

 

3. Обустройство городского пространства как  благоприятной среды проживания  человека.

 

 

4.        Максимизация кооперирования со Ставропольским районом в развитии местного АПК, рекреационного комплекса, "инфраструктурного кольца" вокруг Тольятти.

 

·    Реализовать программу жилищного строительства,  модернизировать  устаревший жилищный фонд,   способствовать  развитию малоэтажного строительства

·         Обосновывать  (прогнозирование, планирование, проектирование) градостроительную деятельность.

·         Разработать  и реализовать план уплотнения застройки.

·       Улучшать архитектурно-художественный облик города.

·       Поддерживать и развивать инфраструктуру, нестандартные архитектурные  решения.

·       Создать систему мер поддержки преобразований в зонах перспективного развития.

 

 

5.        Осуществление правового градо-регулирования (градостроительные нормы и правила, регламентирующие документы)

 

·       Установить  градостроительные регламенты  использования и функционирования  территориальных имущественных комплексов и контроль за их соблюдением

·        Провести инвентаризацию земель и других объектов недвижимости.

·       Создать геоинформационную систему города, включающую совокупность различных кадастров (земельного, объектов недвижимости и др.).

·       Использовать методы градостроительного моделирования.

 


 

 

экологическая  политика

 

1.  Обеспечение экологически благополучного состояния среды производства и жизнедеятельности людей ѕ  ведущий эколого-хозяйственный приоритет.

 

1.1. Создание научно-обоснованной системы управления природопользованием и экологической безопасностью г. Тольятти.

1.2.     Разработка механизмов регулирования (экономические, правовые, административные) функционирования и развития  предприятий, оказывающих негативное влияние на окружающую среду.

1.3. Совершенствование существующих технологий промышленных предприятий города.

1.4. Снижение вредных выбросов в атмосферный воздух и сброса загрязненных сточных вод в водохранилище.

1.5. Создание системы предотвращения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и экологического характера.

1.6.  

·    Разработать и внедрить структуру управления, контроля и обеспечения экологической безопасности населения города, а также рационального природопользования.

·    Разработать общегородскую межотраслевую систему утилизации и захоронения промышленных  отходов.

·    Разработать систему мер по обеспечению улучшения состояния всех природных сфер (воздух, вода, почва, лес).

·    Разработать нормативно-правовой акт  о комплексном природопользовании в г. Тольятти.

·         Разработать программу модернизации и реструктуризации промышленных предприятий, загрязняющих окружающую среду.

 

1.6. Утилизация отходов производства и потребления.

1.7. Сохранение и восстановление лесов, почв.

1.8. Создание системы экологического мониторинга состояния окружающей среды.

1.9. Развитие системы экологического образования и воспитания населения.

 

 

 


 

 

социальная  политика

 

1. Нормализация и улучшение демографической ситуации, преодоление депопуляционных тенденций.

2.  Сохранение и улучшение здоровья людей, сокращение прямых и косвенных потерь общества за счет снижения заболеваемости и смертности.

 

 

 

 

 

2.1. формирование городского бюджета  с учетом приоритета факторов состояния здоровья населения. 2.2. Улучшение материально-технической базы муниципального здравоохранения.

2.3.     Обеспечение доступности услуг здравоохранения и необходимого количества лекарственных средств.

 2.4. Обеспечение прав  пациента на получение своевременной и качественной медицинской помощи.

2.5. Совершенствование нормативно-правовой базы деятельности учреждений здравоохранения в условиях становления рыночной экономики.

2.6. Приоритетность осуществления профилактических  мероприятий в системе здравоохранения

 

·         Сократить сроки восстановления утраченного здоровья путем внедрения в медицинскую практику современных методов профилактики, диагностики и лечения заболеваний.

·         Сохранить  перечень бесплатных медицинских услуг и лекарственных средств.

·         Платные медицинские услуги оказывать на основе утвержденных и обоснованных тарифов.

·   Улучшить медико-санитарную помощь в первичной сфере, диагностику, лечебные и реабилитационные мероприятия, в том числе на дому, и неотложную медицинскую помощь.

·   Реализовать программы профилактики инфекционных и социально обусловленных заболеваний.

 

 

 

 

 

3. Реализация нового подхода к охране здоровья, основанного на переходе от концепции «совершенствования медицинского обслуживания населения» к концепции «расширенного воспроизводства физического и психического здоровья населения города». 

 

 

 

 

 

3.1. Обеспечение доступности занятий физической культурой и спортом горожан.

3.2. Укрепление и развитие материально-технической базы для физкультурно-оздоровительных и спортивных занятий населения.

3.3. Развитие муниципальной сети спортивных сооружений.

3.4. Создание условий для здорового образа жизни.

·    Обеспечить целевое использование средств фонда медицинского страхования.

·    Осуществлять профилактику и охрану здоровья детей и подростков.

·    Формировать у населения города устойчивую социально-психологическую и духовно-патриотическую позицию.

·         Пропагандировать здоровый образ жизни.

·         Передавать в муниципальную собственность ведомственные спортивные объекты, не допустить их перепрофилирования, сохранять и развивать  материально-техническую базу.

·         Укреплять загородные базы отдыха детей и подростков.

·         Сохранять и повышать эффективность работы ДЮСШ.

·         Развивать общественные физкультурно-оздоровительные клубы.

·         Осуществлять  массовые физкультурно-оздоровительные  мероприятия.

 

4.  Переориентация социальной и социально-культурной политики на семью, обеспечение социальных гарантий семье, детям и молодежи.

 

4.1      Повышение ответственности и престижа семьи  в содержании и  воспитании детей.

4.2.     Формирование осознанного материнства.

4.3.     Укрепление семьи, внутрисемейных связей, пропаганда положительного семейного воспитания.

·    Стимулировать семейные формы проведения досуга, формы культурной  деятельности, ориентированные на семейное участие.

·    Внедрить в практику новые социальные технологии поддержки семьи (сети специализированных учреждений социального обслуживания семей с детьми; центров социально-психологической адаптации; системы профилактики безнадзорности, наркомании, правонарушений несовершеннолетних; социального патронажа семьи и т.п.).

·    Расширить новые формы семейного воспитания детей, лишившихся родительского попечения

5.  Активизация политики социальной защиты населения, переход к адресной социальной помощи, адекватной сложившейся социально-экономической ситуации.

 

5.1.     Переход к адресной социальной помощи.

5.2.     Расширение социального обслуживания в нестационарных учреждениях, в том числе при активном привлечении средств  граждан; развитие социальных служб вне государственной системы, разработка новых форм оказания помощи как в материальной, так и в нематериальной формах.

5.3. Ориентация на социальную интеграцию инвалидов, обеспечение нормативно-правовой базы для реализации их социальных прав.

5.4. Укрепление гарантий жизнеобеспечения детей, особенно детей, лишившихся родительского попечения.

·     Разработать и принять городскими властными структурами систему местных социальных стандартов (стандартов качества жизни населения).

·     Установить на перспективу до 2000г. нормативы бюджетных средств, обеспечивающих удовлетворение основных жизненных потребностей населения, отнесенных к ведению городских властей, в том числе на уровне не ниже величины минимальных общегосударственных (региональных) социальных стандартов.

·     Создать систему мониторинга и углубленного анализа качества жизни отдельных групп горожан, анализа ситуации на рынке труда и тенденций занятости.

·     Организовать банк данных социально незащищенных и неблагополучных семей и семей с детьми.

·     Определять величину прожиточного минимума применительно к местным условиям жизнедеятельности.

·         Ежегодно разрабатывать и реализовывать комплексные, целевые программы, обеспечивающие удовлетворение основных жизненных потребностей населения города.

 

 

6.   Формирование условий для обеспечения устойчивой занятости населения, повышение качества и конкурентоспособности трудового потенциала.

 

6.1. Осуществление сбалансированной инвестиционной и налоговой политики, стимулирующей полное использование рабочих мест.

6.2. Обеспечение государственного контроля за соблюдением трудового законодательства в сфере негосударственного сектора экономики.

6.3. Экономическое стимулирование развития предпринимательства, малого и среднего бизнеса, индивидуальной предпринимательской деятельности.

6.4. Дальнейшее развитие системы непрерывного профессионального обучения как средства формирования высокого качества рабочей силы; сохранение кадрового потенциала квалифицированных работников.

6.5. Смягчение социальных последствий высвобождения рабочей силы.

6.6. Содействие занятости социально незащищенным  категориям населения.

6.7. Проведение взвешенной миграционной политики, направленной на позитивное территориальное перемещение населения, обустройство мигрантов, защиту городского рынка труда.

 

·         Выработать механизм взаимодействия местных органов власти, профсоюзов, представительных органов работников и работодателей в разработке и реализации мер по обеспечению активной политики занятости населения и смягчению социальных последствий высвобождения рабочей силы.

·          Осуществлять контроль и обмен информации о положении в сфере социально-трудовых отношений.

·         Продолжить работу по сертификации производственных объектов на соответствие требованиям по охране труда.

·         Участвовать в совершенствовании нормативно-правовой базы, способствовать организационным условиям содействия занятости граждан в сфере малого предпринимательства.

·         Создать систему мониторинга и анализа ситуации на рынке труда  и тенденций занятости.

·   Разработать и реализовать систему мер по содействию трудоустройству молодежи, многодетных родителей, одиноких матерей и т.д., других категорий горожан, находящихся в критической зоне рынка труда.

·         Ориентировать профессиональную подготовку граждан на обучение по профессиям и специальностям, которые соответствуют потребностям экономики и обеспечивают конкурентоспособность работника на рынке труда.

·         Формировать систему непрерывного профессионального обучения, включая обучение на рабочем месте, развития возможностей самообучения.

·         Осуществлять эффективный контроль за соблюдением статуса безработного

 

7.   Повышение культурного уровня населения города.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8.   Комплексное удовлетворение потребностей населения в образовании.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7.1. Создание благоприятных условий для духовно-нравственного развития горожан.

7.2. Формирование культурной политики на основе согласования целей и интересов членов городского сообщества.

7.3. Создание благоприятных условий для реализации творческого потенциала, инициатив и удовлетворения потребностей населения города в культурной сфере.

7.4. Гуманизация культурных процессов, способствующая  формированию соответствующего имиджа города.

7.5. Создание единого информационного пространства сферы культуры города.

7.6. Интеграция культурных ресурсов на основе партнерства.

7.7. Поддержка и распространение лучших образцов художественной продукции.

7.8. Сохранение историко-культурного наследия города Тольятти.

 

 

8.1. Обеспечение доступности образования (особенно в части  законодательно закрепленного объема образовательных услуг на бесплатной основе).

8.2. Расширение спектра  предлагаемых образовательных услуг.

8.3. Формирование механизма социального контроля и защиты от некачественного образования.

8.4. Развитие системы адаптирующего образования для детей с ослабленным здоровьем и пониженными возможностями.

 

·         Отслеживать социальную эффективность культурных процессов в  городе.

·         Осуществлять целевую поддержку уникальных культурных объектов.

·         Поддерживать творческие коллективы и  особо одаренные личности.

·         Расширять и развивать здоровые формы культурно-досуговой деятельности для различных категорий населения.

·         Формировать бюджет сферы культуры с учетом интересов городского сообщества.

 

 

 

 

 

 

 

 

·    Перейти на образовательные стандарты, гарантирующие качественное образование (аттестация, лицензирование и аккредитация системы основного, дополнительного  образования).

·         Создать систему мониторинга сфер образования (в т.ч. вузов)  и культуры.

·         Обеспечить полный охват обучением детей школьного возраста.

·         Обеспечить нормативную наполняемость образовательных учреждений за счет строительства новых, реконструкции и перепрофилирования действующих объектов.

·         Способствовать достижению нормативного уровня материально-технического обеспечения системы образования.

 

 

 

9. Развитие культурно-образовательного потенциала города на основе применения современных эффективных образовательных, воспитательных и культурно-просветительных технологий.

 

 

·         Улучшить систему медицинского обслуживания и питания в образовательных учреждениях.

·         Внедрять инновационные технологии на всех уровнях образовательной системы при развитии самостоятельности учреждений отрасли.

·         Создать и реализовать механизм партнерства и интеграции в культурной и образовательной среде.

·         Сотрудничать с организациями различных форм собственности, осуществляющими социальнозначимые культурные и образовательные проекты.

 

ПОЛИТИКА В  СФЕРЕ  ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО  ХОЗЯЙСТВА, ТРАНСПОРТА И СВЯЗИ

 

1. Перевод городского хозяйства  на социально  ориентированные рыночные принципы  функционирования  для  обеспечения  населения  необходимым  качеством    и  количеством  предоставляемых  услуг,  повышения  заинтересованности  в  экономии  ресурсов  при  оказании  и  получении    услуг.

 

1.1.     Повышение эффективности системы управления ЖКХ.

1.2.     Формирование конкурентной среды в сфере городского хозяйства.

1.3. Обеспечение условий реализации  энергоэффективных проектов и технологий.

1.4.     Обеспечение социальной поддержки населения в процессе проведения реформ.

1.5.     Улучшение технического содержания жилищного фонда города.

1.6.     Повышение надежности и качества водо-, газо-, тепло-, и электроснабжения населения.

1.7.     Улучшение содержания улиц и внутрирайонных территорий города.

1.8.     Улучшение системы санитарной очистки и уборки территории города.

1.9.     Улучшение содержания зелёных насаждений и развитие озеленения города.

1.10.   Улучшение транспортного обслуживания населения города.

1.12.   Повышение уровня телефонизации населения.

1.13. Развитие гостиничного комплекса города.

·    Провести разделение функций управления и хозяйствования в жилищно-коммунальной сфере.

·    Реализовывать систему договорных отношений в городском хозяйстве.

·    Усилить контрольные функции со стороны города за деятельностью предприятий и организаций городского хозяйства. Организовать городскую жилищную инспекцию.

·    Ввести конкурсную систему отбора подрядчиков во всех отраслях городского хозяйства.

·    Стимулировать развитие негосударственных форм управления жилищным фондом (товариществ собственников жилья).

·    Реализовать Программу энерго- и ресурсосбережения в городском хозяйстве.

·    Разработать и принять экономически обоснованные тарифы по оплате жилищно-коммунальных  услуг.

·    Вводить дифференцированные ставки оплаты жилья в зависимости от его качества и местоположения.

·    Разработать и внедрить в практику стандарты качества работ и услуг в городском хозяйстве, в т.ч. в сфере жилищно-коммунального обслуживания населения.

 

 

 

 

 

·    Упорядочить систему льгот по оплате услуг ЖКХ и общественного транспорта.

·    Разработать и реализовать Программу капитального ремонта, модернизации и реконструкции жилищного фонда города на перспективный период.

·    Реконструировать и модернизировать энергетические системы города.

·    Осуществить развитие автономных систем теплоснабжения.

·    Улучшить технологии обработки воды на основе модернизации водоочистных сооружений.

·    Ввести новые мощности системы канализации.

·    Усилить контроль со стороны администрации за деятельностью предприятий – естественных локальных  монополистов.

·    Ввести систему платного въезда большегрузного иногороднего транспорта в Тольятти.

·    Организовать систему селективного сбора твердых бытовых отходов.

·    Разработать проект санитарной очистки и уборки территории города.

·    Реконструировать парки города, включая обновление структуры посадок.

·    Обеспечить развитие материально-технической базы и маршрутной сети городского пассажирского транспорта.

·    Внедрить современные технологии ремонта дорожного покрытия.

·         Реализовать программу телефонизации города.

 

 

 


 

политика В сфере обеспечения общественной и личной безопасности

 

1. Обеспечение   правопорядка и общественной  безопасности, реализация конституционных прав и свобод граждан.

 

2. Законность  деятельности правоохранительных органов.

 

1.  Существенное повышение эффективности работы правоохранительных органов.

2.  Взаимодействие городских властей  и населения с органами охраны правопорядка,

3.  Профилактика  правонарушений.

4.   Усиление роли самодеятельных объединений граждан по охране общественного порядка.

5.  Обеспечение защиты граждан (прежде всего несовершеннолетних) от преступных посягательств в сфере сделок с жильем, от принудительного вовлечения в сферу употребления и сбыта наркотических веществ, в деятельность различных тоталитарных групп религиозной направленности и др.

6.         Совершенствование  кадровой политики УВД города.

·     Разработать и реализовать долгосрочную программу профилактики преступлений среди несовершеннолетних и молодежи.

·     Разработать нормативные акты о муниципальных органах охраны общественного порядка.

·     Поддерживать связь работников УВД с населением города.

·     Обеспечить содействие в формировании  банков данных, необходимых для эффективной деятельности правоохранительных органов на территории города.

 

молодежная  политика

1. Создание  комплекса необходимых условий для духовно-нравственного воспитания, повышения гражданско-патриотического самосознания  молодежи.

 

1.1. Разработка и реализация мер по усилению гражданско-патриотического, духовно-нравственного, национально-культурного  воспитания.

1.2. Создание условий для организации культурного досуга молодежи.

1.3. привлечение молодежи к решению проблем развития города.

1.4. Создание системы информационного обеспечения реализации молодежной политики.

 

 

 

 

·     Формировать и развивать сеть учреждений для работы с молодежью по месту жительства.

·     Развивать и поддерживать детские и молодежные общественные организации.

·         Обеспечивать сбор, оперативную обработку и анализ информации о состоянии молодежной среды.

·         Создавать условия для самоорганизации, самовыражения, активного и всестороннего досуга различных категорий молодежи.

·         Распространять новые формы работы с молодежью (организация экспериментальных оборонно-спортивных лагерей, фестивалей, патриотических объединений и др.)

2. Формирование благоприятных условий и создание социально-экономических, правовых гарантий для улучшения качества жизни  молодежи.

 

2.1. Обеспечение занятости молодежи, организация банка спроса и предложения трудоустройства молодежи.

2.2.     Совершенствование профессиональной подготовки молодежи с ориентацией на социально значимые и перспективные для города  и региона профессии.

2.3. Защита прав несовершеннолетних.

2.4.  Оказание молодежи стартовой инвестиционной поддержки в виде долгосрочного целевого  кредитования для решения проблем жилищной  обеспеченности, получения  дополнительного образования, создания семьи, воспитания детей и т.д.

2.5. Содействие молодежному предпринимательству.

 

 

·       Содействовать органам занятости, другим негосударственным службам занятости в организации трудоустройства подростков и молодежи.

·       Создавать условия развития социальных служб для молодежи: правовых центров, телефонов доверия.

·       Формировать условия для пропаганды здорового образа жизни, профилактики преступности и наркомании среди молодежи.

·       Поддерживать инициативы молодежи, предприятий и организаций, направленные на решение жилищной проблемы молодежи в городе.

Поэтапно формировать  круг организаций, оказывающих содействие молодежному предпринимательству.

 

ПОЛИТИКА В СФЕРЕ УПРАВЛЕНИЯ ГОРОДОМ

 

1. Создание системы управления городом, отвечающей потребностям социально-экономического реформирования местного самоуправления и ориентированной на нужды населения.

 

 

1.1. Обеспечение координации деятельности хозяйствующих субъектов, действующих на территории города и органов местного самоуправления.

1.2. Существенное повышение качества управленческой деятельности органов городского самоуправления.

1.3. Формирование среды сотрудничества.

 

 

 

 

 

 

     Оптимизировать систему управления городом.

·    Разграничить полномочия и предметы ведения органов местного самоуправления на основе разграничения компетенции с органами государственной власти.

·    Использовать в работе мэрии сочетание отраслевых и проблемно-функциональных блоков.

·    Создать внеструктурные формирования - консультативные, совещательные органы.

 

 

·

·    Создать и использовать систему муниципального социально-экономического мониторинга развития города, обеспечивающую обратную связь.

·    Рассматривать уровень профессиональных знаний и организационной культуры в качестве основного критерия при назначении на должность и оценке деятельности муниципальных служащих.

 

 

 

 

·    Расширить взаимодействия с муниципальными органами прилегающих территорий при решении аналогичных или общих проблем.

·    Привлекать руководителей крупных промышленных предприятий, бизнесменов, банкиров, представителей общественных организаций, ученых, специалистов, активных горожан к участию в разработке и принятии важных для города решений.

·    Обеспечивать открытость и прозрачность деятельности Думы и мэрии.

Установить партнерские отношения с хозяйствующими субъектами, расположенными на территории.

 

 


 

 

Заключение

 

 

Реализация  концепции комплексного  социально-экономического развития,  будет способствовать становлению города Тольятти как:

·         активного, конкурентоспособного, привлекательного для инвестиций города, «города-предпринимателя»;

·         города с эффективной системой управления, обеспечивающей реализацию стратегического выбора;

·         города, имеющего среду жизнеобеспечения, удовлетворяющую все социальные группы и слои населения;

·         города с системой образования, способной обеспечить его квалифицированными управленческими и профессиональными кадрами;

 

·         культурного, спортивного, туристического  центра Поволжья.

 

При этом основным принципом действий властей, деловых и профессиональных организаций и общественности города станет сотрудничество для достижения общей цели ¾ повышения  качества  жизни горожан.

 

 

 

Председатель

городской Думы                                                                      А.Н.Дроботов

Hosted by uCoz